јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»"
‘отографии автора: природа «ападной —ибири

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова - журналиста, писател€ и фотохудожника из —ибири. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»", опубликованной на нашем сайте.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬.ѕ. Ќазаров

„ј—“№ “–≈“№я. Ђ∆»«Ќ№, ќ“ƒјЌЌјя ѕ–»–ќƒ≈!...ї

јЋ≈ —јЌƒ– ‘≈ƒќ–ќ¬»„ ћ≈– ≈– » ≈√ќ Ђѕќ–ќ—Ћ№ї
(предисловие ¬.ѕ. Ќазарова к третьей части книги)

јЋ≈ —јЌƒ– ‘≈ƒќ–ќ¬»„ ћ≈– ≈– » ≈√ќ Ђѕќ–ќ—Ћ№ї... я долго думал, с чего начать эту часть книги. ѕотом внезапно блеснула мысль: ЂЁкологический ћакаренко!ї. ƒа, да, мой новый друг јлександр ‘едорович ћеркер именно был и остаетс€ воспитателем Ч наставником юных душ, только не в тесной, скучной колонии, а на широких просторах нашей ћатушки Ч земли!... «аповедным полем, многозвучной лабораторией его педагогических опытов и усилий была и есть сама необъ€тна€ Ѕожественна€ ѕрирода!

 онкретно же Ч природа хорошо знакомого и родного мне —еверного ”рала! √орные реки и речки Ўегультан, —осьва, ¬ижай, “урь€,  аква, начинающие свой бег с горных склонов —едого ”рала и продолжающие его далее на восток по равнинной уже части ”рала и «ападной —ибири Ч к великой ќби, к —еверному Ћедовитому океану!... ¬ершины гор Ч  онжаковский, —еребр€нский,  осьвинский, ƒенежкин  амни!... Ќыне погибающие, уход€щие в историю деревни ссыльных Ч переселенцев Ч —осьва, ƒенежкино, ћаслово, ћарс€ты, ѕетрово, јндриановичи, ‘илькино, –оманово и другие!...

¬ этой необъ€тной, необозримой лаборатории присутствовали и птицы, звери, растени€, облака, солнце, луна, звезды, грозы и молнии, проливные дожди, кусачий гнус; а еще т€желые рюкзаки, большие надувные резиновые лодки, палатки, топоры, ведра, научные приборы, полевые дневники, фотоаппараты и видеокамеры...

—ам великий  осмос, ¬селенна€ настойчиво прорывались ночами к реб€там, зов€ их души в полет! ¬ ¬ечность и Ѕеспредельность —ущего!...

» был он Ч мудрый, много повидавший и испытавший ”читель со своими учениками из средней школы є1 города  раснотурьинска, —вердловской области. ¬ лихие первые мес€цы войны его родители-немцы из ѕоволжь€ Ч с малыми детьми были высланы в —ибирь, в самую дикую глухомань. ј потом судьба всех их забросила на строительство Ѕогословского алюминиевого завода на севере ”рала, на берегу глухой таежной речушки “урь€, где потом возник образцовый социалистический город  раснотурьинск. »нвалид (из-за перенесенного в детстве костного туберкулеза, почему и не сгибалось правое колено), но сильный и упр€мый, жаждущий делать добро люд€м и стрем€щийс€ к знани€м, јлександр ‘едорович ћеркер только в 1962 году стал учителем биологии и химии в сельской школе, а до этого работал станочником, агрономом-полеводом... » все врем€ пропадал в тайге, среди любимых скал, рек и речушек... ј в 1976 году был прин€т учителем биологии в среднюю школу є1 города  раснотурьинска.

ј в сорок один год, будучи уже не новичком в учительстве, он вз€л в поход группу своих старшеклассников. ”ехали всего на два дн€, но с насто€щей ночевкой, костром, песн€ми и задушевными разговорами при свете меркнущей вечерней зари. » хоть потом его ученикам едва не поставили Ђнеудыї (не успели выучить уроки), буквально вс€ школа (полторы тыс€чи) валила в кабинет биологии ј.‘. ћеркера, тоже прос€сь в романтические, с разными приключени€ми, путешестви€ по родному краю. (“олько в детстве мы можем на всю оставшуюс€ жизнь почерпнуть от природы всю ее прелесть и красоту! Ч ¬.Ќ.).

ќтсюда и началось их экологическое краеведение, выросло школьное научное общество Ђёный экологї, первое не только в  раснотурьинске, но, пожалуй, и во всей —вердловской области.

„ерез семь лет јлександр ‘едорович ћеркер станет ƒействительным членом √еографического общества ———– при јЌ ———– (ныне снова Ч –усское √еографическое общество). ≈ще через дес€ть лет ему вручат знак Ђќтличник народного просвещени€ї. » было тогда моему герою уже 58! ј в 59 Ч он уедет с семьей в √ерманию, в городок Halver, что в сорока километрах южнее ƒортмунда. ”едет не по своей воле, а по насто€тельным советам врачей: стали отказывать ноги, а жена (тоже учительница, русска€) т€жело болела гипертонией и сахарным диабетом.

Ќового Ђэкологического ћакаренкої в  раснотурьинске не нашлось, и научное общество Ђёный экологї, благополучно просуществовавшее 18 лет, распалось. Ќо добрые семена, посе€нные учителем Ч биологом высшей категории ј.‘. ћеркером в душах своих учеников, дали хорошие всходы!...

¬ конце 80-х годов прошлого века слово Ђэкологи€ї никто не произносил, замен€ли другим Ч Ђэкономикаї. Ќо от этого земл€, реки и воздух не переставали отравл€тьс€, а люди Ч болеть: раком, туберкулезом и другими т€желыми болезн€ми.

Ѕыстро разрушалось и тело самой земли Ч многочисленными рудниками, карьерами, отвалами, дорогами, скважинами. Ћеса сводились, частые лесные пожары довершали дело. ¬ почве, в воде накапливалось все больше €довитых токсинов...

Ќадо было что-то делать! » јлександр ‘едорович рассудил так: все страшное экологическое невежество и все его грозные последстви€ дл€ живой природы корен€тс€ в малом сознании, в заскорузлых сердцах и душах людей, не оплодотворенных с детства нужными знани€ми и любовью к природе, ко всему ее красочному разнообразию. Ќачинать надо с детских садов, школ, где учатс€ будущие Ђпреобразователи, покорителиї, от простого тракториста Ч до министра включительно. ¬се наши дети проход€т через руки р€дового школьного учител€, и то, что он сумеет заложить в их юные души, в их еще чистые сознани€, оно и прорастет Ч ƒобром или «лом дл€ ћатери-«емли!...

—ам он се€л щедро! Ќе знал никогда ни праздников, ни выходных, тем более пустого врем€препровождени€ у телевизора, на м€гком диване с детективом Ч все минуты, часы, сутки и мес€цы его жизни всецело отдавались школе, его любимым ученикам! ќн так старалс€ приобщить их к знани€м, к труду, привить любовь к природе, сделать достойными гражданами –оссии!...

я не буду перечисл€ть все, сделанное јлександром ‘едоровичем за 18 лет существовани€ школьного научного общества Ђёный экологї (в течение которых он и €вл€лс€ его бессменным руководителем). Ђ¬спаханої и Ђзасе€ної много Ч сотни и сотни реб€чьих душ!... ¬се они прошли через природную лабораторию уральского Ђэкологического ћакаренкої!...

ƒес€тки раз в учебном году они все вместе совершали двухдневные походы в окрестности города  раснотурьинска и поселка ћарс€ты, сплавл€лись по рекам, взбирались на высокие горные вершины. ј летом, в каникулы, проводили самые насто€щие экологические экспедиции, дл€ которых заранее определ€лс€ маршрут, место дл€ сто€нки лагер€, перечень всех необходимых научных приборов и инструментов. √отовились с реб€тами всю зиму и весну!...

”точнение маршрута

”точнение маршрута

ѕоначалу у общинников-экологов ничего не было, кроме пары ведер да куска рваного брезента. ”чителю и реб€там помогали всем миром Ч местные промышленные предпри€ти€, √о–ќЌќ, родители, достававшие, покупавшие метеорологические приборы: барометры, гигрометры, анемометры, термографы, метеорологические теодолиты; водные и почвенные термометры и многое другое, до палаток, лодок, продуктов питани€ включительно.

ѕодготовка  расной  ниги растений —еверного ”рала

ѕодготовка  расной  ниги растений —еверного ”рала

¬ школьном научном обществе Ђёный экологї имелось дев€ть секций: ботаники, фенологии, зоологии, гидрологии, метеорологии, охраны пам€тников природы и другие.  аждый учащийс€ мог выбирать зан€тие по душе! —отни школьников средних и старших классов прошли через руки и сердце јлександра ‘едоровича ћеркера, воспитавшего целые семьи краснотурьинцев!  стати, никто из реб€т в смутные и дико-капиталистические, лихие 90-е ельцинские годы так и не стал Ђкооператоромї, Ђлавочникомї, не наживал торговлей бешеные деньги Ч все Ђюннатыї благополучно поступили учитьс€ в вузы и техникумы, окончили их!...

—казывалось вли€ние не только учител€, классного руководител€, но и частые встречи членов научного общества с учеными »нститута экологии растений и животных ”ральского отделени€ –оссийской јкадемии наук Ч академиками ¬.Ќ. Ѕольшаковым и ѕ.Ћ. √орчаковским, сотрудниками этого же института ћ.ћ. —торожевой, ≈.ј. Ўуровой, Ќ.ѕ. —алминой, ¬. »пполитовым, ѕ.ј.  осинцевым; кандидатами биологических наук Ч преподавател€ми педагогического института (университета) «.√. ўенниковой и ћ.Ќ.  упри€новой, наставником учителей биологии —вердловской области Ё.Ё. ¬олковой, действительными членами √еографического общества Ќ.Ќ. ѕодгайским и ќ.¬. Ўтраухом (г. »вдель), уральским писателем Ѕ. –€бининым и многими местными старожилами.

¬стреча с краеведом —еверного ”рала ќ.¬. Ўтраухом

¬стреча с краеведом —еверного ”рала ќ.¬. Ўтраухом

 аждый из них был оригинальной личностью, насто€щим кладезем житейской мудрости и... неисчерпаемым источником краеведческих знаний!

ѕроисходило усиленное интеллектуальное развитие краснотурьинских мальчишек и девчонок! ќни получали прекрасный стимул к активизации и поиску новых форм своих исследовательских и практических работ по изучению и охране природы —еверного ”рала.

ќпыт работы ј.‘. ћеркера по экологическому образованию был изучен и одобрен ћинистерством ѕросвещени€ –оссийской ‘едерации и рекомендован дл€ использовани€ по всей стране; школьное научное общество Ђёный экологї дважды становилось лауреатом ¬ыставки достижений народного хоз€йства (¬ƒЌ’) в ћоскве.

ќдновременно с интенсивной преподавательской де€тельностью ј.‘. ћеркер проводит и большую общественную работу. ¬ыступает с докладами по проблемам экологического образовани€ и краеведени€ на различных конференци€х в ћоскве, ¬ладимире, ≈катеринбурге, „ел€бинске,  расно€рске,  азани, ”фе, »ркутске и других городах –оссии. ѕечатаетс€ в городской газете Ђ«ар€ ”ралаї, в областных и республиканских газетах и журналах, где всесторонне рассматривает животрепещущую задачу: сбережение, охрана окружающей среды. ќн активно разрабатывает методические и учебные пособи€ по краеведению —еверного ”рала. »... ходит с реб€тами в новые и новые походы. –ека „усова€, хребет  варкуш в ѕермской области, низовь€ ќби Ч это тогдашние их маршруты, кроме обычных Ч по —осьве, “урье,  акве.

–ека  аква. Ќаш экспедиционный лагерь

–ека  аква. Ќаш экспедиционный лагерь

ј однажды летом, в июле, на песчаном обском берегу они повстречали земл€ков Ч другую экспедицию школьников из  раснотурьинска: возглавл€л ее молодой учитель биологии и географии из школы є15 јлексей ”сов, бывший воспитанник ј.‘. ћеркера и активный член научного общества Ђёный экологї! ƒнем они занимались каждый своими научными делами, а вечерами собирались большой веселой группой у костра, расход€сь только после полуночи. ƒа, и ночи-то не было под —алехардом: солнце едва касалось северного кра€ ночного неба и снова восходило!...

... ”же давно нанесены на самодельную топографическую карту верховь€ —осьвы: грозные каменные утесы и скалы ѕолуденный, ѕоворотный, ”сть-¬агранские, —трелебский,  абачек,  ос€ковские ¬орота; уже не раз они сплавл€лись по —осьве от Ўегультанского моста; уже опрошены все местные жители окрестных деревень, поселков √лухарный, ћарс€ты и —амы. ёных исследователей интересует все: истори€ своего родного кра€, названи€ скал, ручьев, речек, озер.

ƒевиз Ђ«нать! Ѕеречь! ћножить!ї Ч их научного общества девиз!...

” пытливых юных ботаников, гидрологов, топографов, метеорологов, зоологов, почвоведов, фенологов, членов секции охраны пам€тников природы накапливаетс€ все больше научного материала, который перерабатываетс€ в статьи, доклады, книги, карты. Ќа счету Ђёного экологаї уже три научных открыти€ Ч точно определены новые ареалы растений: коломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной. ѕо результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены н.о. подготовили первую на —еверном ”рале цветную рукописную Ђ расную книгу охран€емых растений —еверного ”ралаї, издали типографским способом четыре серии плакатов охран€емых растений и один Ч по €довитым растени€м —еверного ”рала; составлены уникальные карты рек  аквы и —осьвы с указанием перспективных пам€тников природы этих рек (потом местна€ власть закрепит их своим решением).

ћатериалы краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отсн€тые юными исследовател€ми природы, посто€нно используютс€ ими при беседах и лекци€х дл€ школьников и взрослых. “ридцать рукописных томов Ч итог проведенных краеведческих исследований! Ќа базе н.о. ежегодно провод€тс€ семинары по экологическому образованию подрастающего поколени€ Ч дл€ учителей и директоров школ города и области. „лены н.о. также ежегодно станов€тс€ победител€ми городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.

Ќужно сказать, что все научные исследовани€ велись по задани€м ученых ”ральского научного центра, »нститута экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. ƒе€тельность н.о. Ђёный экологї неизменно получала высокую оценку названных организаций.

ѕомимо того, что опыт н.о. дважды представл€лс€ на ¬ƒЌ’ ———– в ћоскве (где реб€та становились лауреатами), юные краснотурьинцы получали путевки во ¬сесоюзный лагерь отдыха Ђќрленокї и заграничные туры. ќколо тридцати членов школьного научного общества Ђёный экологї закончили ћалую лесную јкадемию в ≈катеринбурге, более 60 школьников, начав путь к своей профессии в научном обществе, нашли свое призвание в качестве учителей биологии и географии, врачей, биологов-охотоведов, топографов, лесоводов, цветоводов, метеорологов.

ћарина ѕолитова кандидат с.х.наук (бывший ѕрезидент научного общества)“ак, воспитанница ј.‘. ћеркера ћарина ћильбергер (ѕолитова) Ч кандидат сельскохоз€йственных наук (ћарина была президентом н.о. в 1988-89 г.г., с отличием закончила “имир€зевскую сельскохоз€йственную јкадемию, защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в этой же јкадемии, а сейчас €вл€етс€ ведущим специалистом в российско-германском научном журнале, имеет свыше 150 научных работ, в том числе несколько учебников по генетике).

—лава —мирнов, ƒима ∆уковец, ќлег ќтрадных, јндрей ћикрюков и другие стали топографами; ќлег ѕанов закончил Ћесотехнический институт, ƒима  овшарь стал охотоведом, ∆ен€  ондылева после окончани€ университета стала сотрудником »нститута экологии растений и животных; јлексей ”сов, Ќел€ Ћисицка€, Ќаташа јфанасьева и другие закончили биолого-географический факультет педагогического института.  иселев “ол€ (мозговой центр общества) сейчас занимает должность главного энергетика Ѕогословского алюминиевого завода. —аша ”стинов €вл€етс€ заместителем главы города  раснотурьинска. ћногие из тех, кто во врем€ экспедиций исполн€л об€занности санитаров и медсестер, закончили медицинские колледжи и институты. Ќекоторые бывшие члены Ђёного экологаї сейчас, кроме своей основной работы, участвуют в работах поисково-спасательного отр€да.

¬ северном городе алюминщиков у јлександра ‘едоровича есть друг Ч ѕавел Ћеонидович ѕопов (его трое детей учились у ћеркера), он страстный турист, природолюб, краевед с широким диапазоном интересов. Ђћы с ним скооперировались Ч сообщает мой герой Ч и сейчас зан€ты интересным проектом: € посылаю ему материалы о природе (в основном, о растительности —еверного ”рала), об экологии —еверного ”рала, а он делает из него электронную книгу, добавл€€ свой краеведческий материал. ѕолучаетс€ диск с огромным познавательным потенциалом. ¬ конце августа по моему поручению он провел его презентацию дл€ учителей биологии города. Ёффект был ошеломл€ющий: все были в восторге от этого богатейшего материала и просили, как можно быстрее размножить этот диск. ѕока же мы продолжаем наполн€ть диск. я ему написал, чтобы он не распыл€лс€ и помещал на диск материалы только по —еверному ”ралу. Ёто будет отличнейша€ помощь учительству по своему краю. ¬ основу этого диска положены мои рукописи Ђ–астительный мир —еверного ”ралаї, где € освещаю экологические факторы и экологию растений, а также даю краткие характеристики основных наших ценозов: луг, лес, водоемы, болота, прибрежные скалы, растительность гор. ¬ конце этой рукописи € поместил Ђ раткие методические рекомендации школьникам и программы по изучению некоторых растительных ценозов —еверного ”ралаї.

¬  раснотурьинске же сегодн€ успешно ведут кружки экологов учител€ “.‘. ћануковска€ (—Ў-19) и “.‘. ѕостникова (—Ў-32); в городе есть неплоха€ станци€ юных натуралистов, где директором Ћ.ћ. Ѕабурина. ¬се это... добрые всходы сем€н, посе€нных ј.‘. ћеркером!...

Ђћен€ всегда поражала степень любви к природе ћеркера ј.‘., Ч пишет заслуженный учитель –‘, начальник управлени€ образовани€ г.  раснотурьинска ¬.¬. «верев. Ч бережное, даже трепетное его отношение к каждому, даже небольшому, растению, цветку, насекомому, умение передать это свое отношение учащимс€. ¬се это красной нитью пронизывало де€тельность научного общества школьников. –езультат был высоким... Ўкольники, посещавшие общество, мен€лись на глазах. јктивное участие в постановке и решении экологических проблем родного кра€, изготовление плакатов и выставок по охране природы, посто€нные выступлени€ в средствах массовой информации Ч вс€ эта де€тельность плодотворно воздействовала на развитие личности школьника и формировала его активную гражданскую позициюї. (», соответственно, никаких Ђплохих делї за воспитанниками ј.‘. ћеркера никогда не замечалось!).

ƒа, јлександр ‘едорович зажег сердца своих юных воспитанников любовью к природе, и огонь этот продолжает гореть и сегодн€, не оставл€€ никого равнодушным!

¬ одном из последних научных сборников (2006 г., ≈катеринбург) ј.‘. ћерекер поместил, можно сказать, Ђпрограммнуюї статью, касающуюс€ не только собственно экологического краеведени€, но и... педагогики выживани€, трудовой педагогики, развити€ интеллекта школьников, наличи€ межпредметных св€зей в юной научной общине (обществе), формировани€ коллективизма. ¬едь н.о. Ђёный экологї на самом деле было общиной единомышленников, где каждый твердо знал свое место, где старшие помогали младшим. ѕрезидент н.о. избиралс€ из самих же школьников Ч и на альтернативной основе. Ёто-то нежное, но и твердое плечо и помогало учителю-наставнику в его многолетней напр€женной работе!...

ќ педагогике выживани€. ќна вырабатывалась самой жизнью, в течение долгих дес€тилетий, в ходе сотен и сотен походов в лес, в горы, на реку.  стати, за 18 лет существовани€ Ђёного экологаї никто из реб€т не пострадал, не заболел. Ќаоборот, наступало чудесное исцеление от вс€ких хворей, недомоганий, слабости!  репли и тело, и мускулы, и дух реб€т!... ќни вместе с руководителем могли идти дес€тки километров по бездорожью с т€желыми рюкзаками, пробивались сквозь пургу, ночевали у костра Ч нодьи в €нварский мороз; питались съедобными растени€ми, €годами, кедровыми орехами, подручной живностью (рыбой и даже... л€гушками!). ќни запросто определ€ли без вс€кого компаса стороны света, высоту скал, ширину реки и т.д. “о есть на практике примен€ли знание законов тригонометрии, и иногда... с опережением преподавани€ этого предмета в школе.

Ќикто из них не ныл, не стонал от трудностей, т€желой работы. Ќаоборот, все стремились помочь друг другу в нелегких ситуаци€х. » выходили всегда победител€ми из всех жизненных и походных коллизий!

“он задавал, конечно, сам неутомимый и энергичный, не знающий уныни€ и усталости јлександр ‘едорович ћеркер, закал€вший и тренировавший реб€т лучше всех учителей физкультуры!

Ќо, на мой взгл€д, главным дл€ реб€т было все же развитие их интеллекта, воли к победе, собственно всех их лучших духовных качеств!!!

Ђёные исследователи природы умели отлично обращатьс€ с различными приборами и снар€жением во врем€ экспедиций, Ч пишет в своей программной статье ј.‘. ћеркер, Ч они умели фотографировать, производить видеосъемку, делать рисунки растений и птиц. ќбработка материалов экспедиции, подготовка докладов, выпуск стенгазет, плакатов и экологических бюллетеней, беседы с младшими школьниками и своими сверстниками о необходимости охраны природы, активное участие в многочисленных слетах, конференци€х, олимпиадах, телепередачах, проведение различных открытых меропри€тий на школьном, городском и областном уровн€х также способствовали расширению кругозора школьников Ч членов научного общества Ђёный экологї.

ѕеред научной конференцией

ѕеред научной конференцией

Ёто общество воспитывало реб€т быть инициативными, отстаивать свою точку зрени€, уметь генерировать новые идеи, разрабатывать различные проекты, аргументировано защищать их и внедр€ть после в практику. ¬ научном обществе подростки учились быть деловыми, что столь необходимо люд€м в новых (рыночных) услови€х. ј.‘. ћеркер ввел в работу н.о. так называемые Ђчасы размышленийї, когда каждый юный эколог во врем€ экспедиций ежедневно всецело погружалс€ в раздумь€, в созерцание €влений природы и мог затем точно отразить их на бумаге. “ак подростки овладевали глубинной сутью €зыка Ч возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и €рких словах, какие они только могли найти!

—ам јлександр ‘едорович, русский душою, великолепно, с подробными детал€ми и тончайшими нюансами пишет лирико-поэтические статьи об уральской природе, о быте исчезающих северных деревень, о цветах, птицах, насекомых, красавице Ч реке —осьве, о вечерних и утренних зор€х, о люд€х, встреченных в походах. „его стоит описание им нар€дной дерев€нной резьбы на деревенских избах или целительных русских банек, выстроенных на огородах или на берегу глубокой холодной уральской реки!...

ѕереехав на местожительство в √ерманию, јлександр ‘едорович сохранил российское гражданство. „асто бывает в родных местах, встречаетс€ со своими, уже взрослыми, воспитанниками и их детьми.

¬ своем маленьком, далеком немецком городке Halver ученый-биолог и страстный природолюб и краевед ј.‘. ћеркер имеет Ђпланов и дел громадьеї! ¬се они, конечно, направлены на изучение и пропаганду охраны хрупкой североуральской природы!

Ч «а прошедшие одиннадцать лет разлуки с ”ралом, Ч пишет јлександр ‘едорович автору этих строк, Ч € четыре раза был в  раснотурьинске, дважды побывал на  онжаковском камне, несколько раз сплавл€лс€ по —осьве и  акве, бродил по их берегам и окрестност€м  раснотурьинска и поселка ћарс€ты (мои прежние маршруты), провел четыре встречи-семинара учителей биологии в  раснотурьинске и ≈катеринбурге, встречалс€ с сотрудниками нескольких музеев, имел большую беседу о современных экологических проблемах и об экологическом образовании подрастающего поколени€ с директором »нститута экологии растений и животных, академиком ¬.Ќ. Ѕольшаковым. », конечно же, были организованы теплые встречи с моими бывшими учениками и членами нашего школьного научного общества Ч теперь уже отцами и матер€ми семейств.

¬о врем€ этих пребываний на —еверном ”рале ј.‘. ћеркер собрал большой краеведческий материал!

¬ √ермании он переработал все накопленное Ч и все рукописи (Ђ–астительный мир —еверного ”ралаї, Ђ лассификаци€ растений —еверного ”ралаї, ЂЁкологическое краеведение школьниковї, Ђѕо —осьве-рекеї, Ђћы пишем, о нас пишутї) в апреле 2006 года посылкой (получилось... дес€ть килограммов!) отправил в  раснотурьинский краеведческий музей.

¬ июле с.г. получил известие, что карпинские учител€ начали использовать его материалы и собираютс€ дополнить Ђ‘отогербарийї (там более 300 видов растений и более 600 фото). ¬ своем Ђ‘отогербарииї ј.‘. ћеркер все растени€ распределил по сообществам: растени€ леса, луга, болот, растени€ гор и прибрежных скал и т.д.

... » вот уже глубокой осенью 2008 года ј.‘. ћеркер со своим сыном переслал в  раснотурьинск три красочных тома Ђјтласа растений —еверного ”ралаї и книгу Ђ—кальное ожерелье —осьвыї. (ѕечатает книги на свою небольшую пенсию!).

Ѕогата€ и незаур€дна€ творческа€ личность јлександра ‘едоровича ћеркера, уникальный опыт работы руководимого им в 70-90-е годы ’’ столети€ научного общества Ђёный экологї еще нуждаютс€, по-моему, в глубоком осмыслении!

ј богатое творческое наследие моего геро€ Ч во всемерной нашей пропаганде и поддержке, в том числе со стороны руководства ”ральского ‘едерального округа и губернаторов областей, в него вход€щих!...

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019