јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»"
‘отографии автора: природа «ападной —ибири

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова - журналиста, писател€ и фотохудожника из —ибири. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»", опубликованной на нашем сайте.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬.ѕ. Ќазаров

  Ё ќЋќ√»„≈— » „»—“џћ ј¬“ќћќЅ»Ћяћ!...

... —овсем недавно, третьего августа 2004 года, на трассе Ђ‘ормулы-1ї в €понском городе —узуки снова прошли гонки электромобилей, €вл€ющихс€ пока самыми чистыми в экологическом плане. ¬ общей сложности в гонках участвовали 73 машины. ѕобедитель соревнований ЂPandasanї оказалс€ и самым легким из участников Ч всего 115 килограммов! ќн ехал даже в плохую, пасмурную, погоду, в то врем€ как многие другие вынуждены были остановитьс€ из-за тайфуна!...

≈жегодно под эгидой ћеждународной федерации солнцемобилей (ISF) проводитс€ более 30 международных и национальных соревнований солнцемобилей и солнечных велосипедов. ¬ прошлом году голландский солнцемобиль ЂNuna-IIї победил в гонке Ђ¬семирный солнечный вызовї (World Solar Challenge), пройд€ маршрут гонки в јвстралии прот€женностью три тыс€чи километров за... 30 часов, т.е. развил среднюю скорость 100 км/час (максимальную 110 км/час)! ќн с часовым отрывом оставил позади себ€ других конкурентов! Ќа всю гонку ему потребовалось четыре световых дн€; примерно за 10-12 часов голландский гонщик преодолевал 750 километров! » это вполне сравнимо со скоростными характеристиками средних бензиновых авто!...

Ќазванный солнцемобиль был создан студентами технического университета в –оттердаме и университета имени Ёразма –оттердамского из города ƒельфт. “ехническим спонсором выступило ≈вропейское космическое агентство, предложившее новейшие солнечные батареи, конструкционные материалы и систему управлени€ питанием. ¬се эти разработки либо уже используютс€ в  осмосе, либо таким образом испытываютс€ на «емле...

Ёнтузиаст солнечной техники из √ермании ƒетлер Ўмитц участвует во всех соревновани€х ЂWorld Solar Challengeї, начина€ с их учреждени€ в 1987 году. Ќемецкий конструктор и гонщик получил прозвище Ђчемоданщикї за то, что его модель ЂHeliodet-6ї не только сама€ маленька€ из всех соревнующихс€ солнцемобилей, но может свободно складыватьс€ до размеров... чемодана! —о средней скоростью 50 км/час Ўмитц установил личный рекорд, впервые одолев 3010 километров за отведенное дл€ гонок врем€!...

 ак видим, все пока не так уж плохо! ’от€ давненько еще лауреат Ќобелевской премии по физике академик ѕ.  апица неоднократно подчеркивал, что солнечна€ энерги€ Ч рассе€нна€: отдача одного квадратного метра освещенной —олнцем поверхности в средних широтах не более... 100 ¬т! » вр€д ли в обозримом будущем солнечна€ энерги€ даст более одного процента в суммарном мировом производстве энергии! (Ётого хватило бы всего на 200 миллионов земл€н! Ч ¬.Ќ.).

» все же хочетс€ наде€тьс€, что наука и технологи€ шагнут вперед (во второй статье экологической экспертизы € рассказывал о совместном российско-американском предпри€тии Ђ—овлаксї, уже занимающегос€ выпуском нового типа фотоэлектрических преобразователей и аккумул€торов! Ч ¬.Ќ.).

ћысль научна€, мысль инженерна€ и конструкторска€ не стоит на месте.  ак-то € уже упоминал в своих публикаци€х о торсионных энерги€х (энерги€х физического вакуума!), применение которых в будущем позволит создавать транспортные средства без традиционных колес: они будут передвигатьс€ по типу... ЌЋќ!!! Ќо до этого еще долго!... ј пока создаютс€... плавающие, летающие (с винтами) автомобили! » даже Ђгибридныеї, которые могут ездить и по шоссе, и по рельсам!

Ѕританска€ компани€ ЂSilvertip Designї спроектировала необычное транспортное средство ЂBlade Runnerї, которое, сойд€ с автобана, может ехать по железнодорожным и трамвайным пут€м! — виду новинка напоминает обыкновенный седельный т€гач, хоть и немного футуристического обличь€, но он оснащен комплектом дополнительных колес дл€ движени€ по рельсам. ќни могут по мере необходимости убиратьс€ или выдвигатьс€, причем, машина может ехать одновременно и на обычных колесах, и на железнодорожных катках!

“€гач может использоватьс€ с разными видами полуприцепов: грузовыми и пассажирскими. ѕри этом намного повышаетс€ маневренность рельсового транспорта, снижаютс€ его издержки по сравнению с транспортом автомобильным!...

ј если поверхность такого крупного грузовика или автобуса Ч вагона покрыть легкими фотоэлектрическими пленками, оснастить еще и водородным двигателем? Ќормам и стандартам какого по счету экологического Ђ≈врої он будет соответствовать?...

Ќо перейдем от будущего к насто€щему. я уже упоминал о комплексной транспортной проблеме ћосквы. ј именно об ее сердцевине Ч создании городского автобуса с переменной энергетической установкой, в том числе и на водородном топливе!

ѕодобный транспорт может по€витьс€ в ближайшие... 2-3 года!...

Ќо сейчас √Ќ÷ –‘ Ќјћ» (Ќаучный автомобильно-моторный институт) совместно с Ќѕќ ЂЁнерги€ї, ÷ентром  елдыша, –Ќ÷ Ђ урчатовский институтї разрабатывают федеральную транспортную программу, в рамках которой и отводитс€ место комплексной транспортной программе столицы.

ќдно из основных направлений московской программы экологизации транспорта подразумевает широкое использование газа в качестве моторного топлива; приспособление производственно-технической базы транспортных предпри€тий, переоборудование транспортных средств дл€ работы на газе; организацию городской системы технического обслуживани€ и ремонта газобаллонного оборудовани€ Ч √Ѕќ; развитие городской сети газозаправочных комплексов; внедрение новых конструкций и модернизаци€ √Ѕќ; серийное производство газобаллонных автомобилей и автобусов (совместное постановление ѕравительства ћосквы и ѕравлени€ –јќ Ђ√азпромї от 26.11.96 г.). ќтработанные газы двигателей, работающих на природном газе, по наиболее вредным компонентам в 3-10 раз менее опасны, чем выхлопы бензиновых и дизельных двигателей. (∆урнал ЂЁкологи€ и жизньї, є4, 2004 г.).

“о есть москвичи, хоть и с опозданием, но пытаютс€ догнать и ≈вропу, и некоторые российские регионы, давно уже примен€ющие √Ѕќ и газ в качестве альтернативного топлива!

ќтступление первое.

»стощение мировых запасов нефти неизбежно приведет к тому, что Ђэпоха нефтиї сменитс€ Ђэпохой метанаї и других видов топлива. –осси€ €вл€етс€ крупнейшей газовой державой мира, на ее долю приходитс€ почти 40 процентов разведанных запасов газа. ќдин кубический метр природного газа замен€ет один литр бензина или дизельного топлива.

 роме того, при работе на природном газе расход дорогого моторного масла сокращаетс€ на 15-20 процентов! Ёкологи€ прекрасно сочетаетс€ с экономикой!...

Ќо... »сследовани€ различных вариантов опытных образцов автомобилей, работающих на чистом водороде и его смеси с бензином, подтвердили преимущества водорода как топлива. ƒаже при смешанном питании двигател€ водородом и бензином выбросы оксида углерода снижаютс€ в 10 раз, выбросы несгоревших углеводородов Ч в 2-3 раза, оксидов азота Ч в 2 раза!...

Ќо тут надо сказать еще о... топливных элементах! ѕоследние по€вились почти одновременно с паровозом. Ѕританский ученый ”иль€м √роув их предложил еще в 1839 году, но и сегодн€ они сто€т в длинном р€ду не особо попул€рных альтернативных энергетических источников Ч нар€ду с ветр€ными генераторами, приливными электростанци€ми или солнечными батаре€ми.

ѕо экономической эффективности топливные элементы при массовом применении все еще сильно проигрывают Ђклассическимї Ч бензиновым или дизельным двигател€м, теплостанци€м и т.д. »сключением €вл€ютс€ только те отрасли, на которые правительства развитых государств не жалеют средств Ч космонавтика, подводный флот. » здесь им нет равных!...

ќднако ежегодно в наших мегаполисах стремительно возрастает количество автотранспортных средств; только в ћоскве их сегодн€ насчитываетс€ 2 миллиона 861 тыс€ча 500 штук! ѕлюс ћосковска€ область (1 миллион 377 тыс€ч 500 авто)! ѕлюс —анкт-ѕетербург и Ћенинградска€ область Ч 1 миллион 224 тыс€чи 274 штуки; в —амаре, ≈катеринбурге и Ќижнем Ќовгороде с их област€ми Ч 1 миллион 830 тыс€ч 347 грузовых и легковых автомобилей!

Ѕолее 6 миллионов чад€щих и отравл€ющих воздух Ђстальных конейї всего на несколько российских регионов! ¬ стране же их Ч дес€тки миллионов! ќдин только јвто¬ј« уже выпустил 20 миллионов легковых автомобилей!... ѕричем, с каталитическими нейтрализаторами они идут только на экспорт, а нам, росси€нам, приходитьс€ ежедневно вдыхать токсичные выхлопы!

ѕоэтому-то водород Ч одно из лучших решений экологических, да и экономических проблем! ќчевидные преимущества водорода Ч неисчерпаемые ресурсы в природе и возможность получени€ его из возобновл€емых сырьевых источников. ј продукты сгорани€ водорода практически не содержат вредных компонентов на основе углерода (оксида и диоксида углерода, углеводородов и альдегидов).

ќднако, повторю, нефти в мире становитс€ все меньше. ЂЌефт€ной кризисї и породил американскую программу создани€ автомобил€ на водороде! Ђ» наши чиновники тут же подхватили эту идею, правда, забыв, что около 40 лет назад мы уже не только ею занимались, но и были лидером в этой области!ї. ѕроцитированна€ фраза принадлежит доктору технических наук, профессору Ќјћ», руководителю отдела двигателей »нститута ¬.‘.  аменеву. ¬ладимир ‘едорович как раз двум€ руками ратует за водородную энергетику!...

ѕо его словам, все же даже в јмерике автомобиль на водородных топливных элементах по€витс€ в массовом производстве не ранее, чем через 15 лет. —ам автомобиль, который будет работать на водороде, изготовить несложно. —ложнее создать развитую инфраструктуру (к тому же св€занную с вопросами безопасности эксплуатации): производство в массовых масштабах водорода, его транспортировка к местам заправки, сеть заправочных станций. ¬от на это и уйдут предполагаемые американской программой годы и очень серьезные финансовые средства!

ќтстает ли –осси€ от —Ўј в деле развити€ водородной энергетики? ѕока что не очень!... ¬ 2004 году јвто¬ј« на ∆еневском автосалоне представил новый образец своего Ђјнтелаї на... топливных элементах! ” зарубежных коллег их работа вызвала неподдельный интерес!...

–осси€ по водородному ƒ¬— работает давно. ¬ первых созданных √Ќ÷ –‘ Ќјћ» образцах соединение водорода с воздухом происходило вне двигател€. Ќо стендовые испытани€ показали р€д недостатков (среди которых плохие пусковые качества при холодном пуске двигател€, пожароопасность при использовании газовой аппаратуры питани€). Ќайдено было новое решение и нова€ конструкци€ двигател€ Ч непосредственный впрыск топлива в цилиндры двигател€. »нтересно, что даже если в этот двигатель впрыскивать бензин, а не водород, то его эффективность по сравнению с обычным, распределенным, впрыскиванием возрастает примерно на 15 процентов!

» еще. ≈сли двигатель, работающий на водороде, будет приспособлен к действующей технологии производства, то это позволит значительно удешевить его выпуск. ј если к тому же он будет конструктивно проще... ј это так: если не требуютс€ измен€емые фазы, неизменный ход клапана и еще многое другое, это не может не заинтересовать производителей!

Ч Ќо, главное, Ч продолжает ¬.‘.  аменев, Ч если он будет в составе комбинированной энергетической установки помещен на гибридный автомобиль, он будет весьма экономичен при эксплуатации! ј это уже покупательский интерес!... Ћюбой гибридный автомобиль, даже в бензиновом варианте, дает 40-50 процентов экономии топлива!...

Ќо Ђгибридї Ч все же переходной вариант! японские автогиганты Ђ“ойотаї и Ђ’ондаї выпустили в начале ’’I века автомобили с так называемыми комбинированными энергетическими установками. (—оздан, повторю, такой двигатель и в –оссии! Ч ¬.Ќ.). ¬ таком гибриде привод осуществл€етс€ электрическим путем, а буферный накопитель Ч аккумул€торные батареи Ч зар€жаютс€ от бензинового двигател€, который работает лишь на оптимальных режимах, т.е. при очень низких расходах топлива и самых лучших экологических параметрах!

ƒальнейша€ перспектива таких двигателей Ч замена обычного топлива в нем водородным!...

—обственно, гибридный автомобиль с комбинированными энергетическими установками и двигатель, работающий на водороде, Ч основна€ тематика сегодн€шних работ √Ќ÷ –‘ Ќјћ»!... ≈сть основани€ наде€тьс€ на серьезный прорыв!...

Ќо как же все-таки с топливными элементами? “акими технологи€ми российский авиационно-промышленный комплекс владеет (разрабатываетс€ даже пассажирский реактивный водородный “”! Ч ¬.Ќ.).

ѕроблема Ч в дороговизне самих топливных элементов! ѕравда, их  ѕƒ практически достигает 70 процентов, но современные образцы, по данным фирмы Ђѕолароидї, обеспечивают пока минимальную цену 1 к¬т не ниже 1000 долларов. ѕо мере развити€ технологий и массовости выпуска стоимость 1 к¬т длительной мощности генераторов упадет, по прогнозам разработчиков, до 100 долларов! » дл€ локальных зон Ч центров мегаполисов, дл€ курортов, дл€ зон с напр€женной экологической ситуацией такие водородные авто Ч просто спасение!...

ќтступление второе.

ѕривлекательность топливных элементов Ч в их неверо€тной эффективности, потому что больша€ часть выдел€емой энергии преобразуетс€ в... электричество! ѕомните формулу 2Ќ2 + ќ = 2Ќ2ќ? ¬ результате этой реакции выдел€етс€ значительное количество энергии; в кислородно-водородной газовой горелке Ч температура около 2000 градусов по ÷ельсию!

¬ топливных элементах ничего не горит Ч специальна€ мембрана (протонно-обменна€) раздел€ет эти газы. ¬се дело в том, что через нее проникать могут не молекулы водорода, а только его ионы, которые и вступают на ее другой стороне в контакт с кислородом, образу€ воду (котора€ отводитс€). “о есть электролиз наоборот!...

ѕравда, есть определенные технические услови€ Ч в мембрану об€зательно добавл€ютс€ катализаторы, ускор€ющие реакцию. ј в их роли выступают дорогие платина и палладий, неверо€тно повышающие стоимость топливных элементов!

–осси€ пока еще не обеднела этими благородными металлами и даже импортирует их в —Ўј, где платина используетс€ и в каталитических нейтрализаторах автомобилей. (ќб этом € говорил в предыдущей статье! Ч ¬.Ќ.). Ќаверное, нужно все-таки подумать о здоровье и собственных граждан!

»так, в √Ќ÷ –‘ Ќјћ» на сегодн€ созданы все математические модели водородных двигателей, заканчиваетс€ создание имитационного стенда дл€ гибридного автомобил€ на водороде.

Ќо есть и другой путь становлени€ экологически безопасного транспорта. ј именно: синтез Ч газ! “опливом могут служить метан, метанол или диметилэфир.

Ќа борту автомобил€ устанавливаетс€ специальный термохимический конвертор, который преобразует газ в водородное топливо, обеспечивающее самые жесткие экологические нормы отработанных газов Ч практически нет —ќ, —Ќ (оксида углерода и углеводорода), в 5-6 раз снижаетс€ выброс оксида азота! ƒл€ такого автомобил€ не надо даже создавать новой инфраструктуры Ч есть и производство этих топлив, и газозаправки!

» тут мы снова приходим к √Ѕќ и ј√«—, уже действующим во многих регионах –оссии, в том числе в Ќефтеюганске (ћ”ѕ јвтоћото—ервис, о котором рассказывалось в первой статье экологической экспертизы).

Ќа сегодн€ беда Ќефтеюганска, ѕыть-яха, ѕойковского и других населенных пунктов Ќефтеюганского района Ч в отсутствии четко проработанной программы экологизации всего автотранспорта на близкую и отдаленную перспективу. јвтоћото—ервису в одиночку (и даже с 2-3 партнерами!) не вытащить из бюрократического болота эту важнейшую проблему!

Ќо это тема уже отдельной статьи, где мы дадим слово представител€м власти, местным экологам, предпринимател€м, медикам, всем заинтересованным в решении сложной задачи лицам!

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020