јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»"
‘отографии автора: природа «ападной —ибири

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова - журналиста, писател€ и фотохудожника из —ибири. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»", опубликованной на нашем сайте.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬.ѕ. Ќазаров

ќ“ ћ≈«ќЋ»“ј... ƒќ ЌјЎ»’ ƒЌ≈…

1. ѕ≈–¬џ… ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌџ… —≈¬≈–Ќџ… ј–’≈ќЋќ√»„≈— »…  ќЌ√–≈——.

9-14 сент€бр€ 2002 г. в ’анты-ћансийске прошел первый ћеждународный северный археологический конгресс. ѕодобных значимых и представительных форумов археологов многих стран мира Ч  анады, —Ўј, ƒании, ‘ранции, √ермании, ѕольши, японии, –оссии, скандинавских стран и т.д. Ч не было аж с... конца дев€тнадцатого века! ќколо двухсот участников, из них не менее полусотни иностранцев, в течение недели обсуждали злободневные научные вопросы.

ћатериалы конгресса подробно изложены в специальном выпуске российского исторического иллюстрированного журнала Ђ–одинаї. ћногочисленные статьи и доклады, опубликованные там, создают живое впечатление того, что —евер с древнейших времен был обитаем человеком... Ђ«емл€ —анникова каменного векаї Ч нынешний остров ∆охова в —еверном Ћедовитом океане, Ђ«латокип€ща€ ћангазе€ї и другие значительные находки дают тому убедительное доказательство.

ќ“ ћ≈«ќЋ»“ј... ƒќ ЌјЎ»’ ƒЌ≈…

¬ журнале Ђ–одинаї опубликована и интересна€ стать€ директора Ќефтеюганского муниципального предпри€ти€ Ђ÷ентр историко-культурного наследи€ї √.ѕ. ¬изгалова (написанна€ в соавторстве с —.√. ѕархимовичем) Ч Ђћангазейское прит€жениеї.

ћангазе€ Ч первый русский город —ибирского «апол€рь€ Ч возник в 1601 году в низовь€х реки “аз (на территории нынешнего ямало-Ќенецкого автономного округа). ќн просуществовал чуть более 70 лет, и в силу р€да причин затем переместилс€ на приток ≈нисе€ реку “урухан и стал Ќовой ћангазеей (ныне “уруханск).

 акие только эпитеты не давались ћангазее Ч и Ђзлатокип€ща€ї, и Ђзолотое дної, и Ђпушной  лондайкї! ¬сему причиной было обилие ценного пушного звер€ и высокие цены на меха. ѕродав две черно-бурых лисицы, удачливый путешественник мог стать богачом, купив на родине 20 дес€тин земли, хату, п€ть добрых лошадей, дес€ть коров, да еще и на черный день оставить средств.

—лово ученому-археологу √.ѕ. ¬изгалову:

Ч √ородище ћангазе€ находитс€ на севере  расноселькупского района ямало-Ќенецкого автономного округа, в 20 километрах к северу от пол€рного круга. ¬первые рекогносцировочное археологическое обследование пам€тника было проведено в 1946 году, а с 1968 по 1973 годы состо€лись археологические раскопки, предприн€тые јрктическим и јнтарктическим Ќ»» с привлечением сотрудников »нститута археологии. Ѕыли исследованы постройки городской крепости и видимые сооружени€ посада. —обраны тыс€чи разнообразных предметов из дерева, бересты, кожи, стекла, кости, металлов. Ќайдено большое количество корабельных досок, деталей и предметов оснащени€ судов.

Ќа основе полученных материалов авторами исследований сделаны графические реконструкции города и парусного судна допетровской эпохи Ч коча.

¬ 2001 году исполнилось 400 лет со дн€ основани€ ћангазеи, сыгравшей особую роль в освоении русскими —евера —ибири.   этой дате и были приурочены комплексные научные исследовани€ с целью разработки программы по сохранению и использованию пам€тника дл€ науки и общества. ÷ентром историко-культурного наследи€ был собран коллектив из представителей разных наук Ч историки, археологи, музееведы, археологи, дендрохронологи, геодезисты.  роме специалистов в работе прин€ли участие сотрудники управлени€ культуры ямало-Ќенецкого автономного округа и  расноселькупского района.

¬ результате полевых работ 2001 года сделана профессиональна€ топографическа€ съемка местности, где расположено городище. –аскоп площадью 81 кв. м был заложен на территории посада в старом раскопе (1972 года). ¬ы€снилось, что на всей площади раскопа культурный слой не докопан и раскопки велись только вдоль видимых дерев€нных конструкций, причем, сами конструкции не разбирались. ¬сего в раскопе было расчищено 4 срубных постройки, одна из которых была сделана из судовых деталей Ч кил€ и бортовых досок. ¬ 3-х постройках обнаружены развалы глин€ных печей, еще одна печь найдена вне построек (веро€тно Ч летн€€ кухн€). —амый нижний венец Ђкочевой постройкиї был составлен из одного кил€, распиленного на 4 части. —оставив все эти части на песчаном берегу “аза, мы получили представление о том, как выгл€дело основание загадочного русского морского судна Ч коча.

ќбщее количество обнаруженных находок Ч более 600, не счита€ фрагментов керамики. ћного изделий из железа Ч гвозди, корабельные скобы, ножи, шиль€, сверла, наконечники стрел, подковы дл€ обуви, части оружейного замка, иголки. »здели€ из цветных металлов Ч обломки котлов, нательные кресты, пуговицы, монеты (36 штук), пломбы. »здели€ из кости и рога Ч руко€тки ножей, ножи дл€ чистки рыбы, гребни, крюки дл€ подвешивани€, кубик дл€ игры в зернь. »здели€ из дерева Ч части бочек, поплавки, лопаточки, мешалки, весла, ножи дл€ чистки рыбы, копыль€ от нарт, фрагменты лыж, футл€р дл€ печати, корыто. ћного бересты, используемой дл€ туесов, поплавков, посуды. Ѕольшое количество кожи Ч остатки обуви (башмаки, поршни, сапоги), обрезки одежды, ножны, сумочки. Ќайдены стекл€нные издели€ Ч осколки штофов, цветного витража. ћного глин€ной посуды. Ѕлагодар€ мерзлоте прекрасно сохран€ютс€ куски меха, человеческие волосы, ткань. Ќайдено много фрагментов изделий из импортного английского сукна Ч рукавицы, обрывки рукавов, порт€нки.

Ѕлагодар€ прекрасным консервирующим услови€м севера биологами были отобраны многочисленные образцы дл€ анализов. —деланы спилы дл€ дендрохронологического анализа (определени€ возраста дерев€нных построек), собраны кости животных, рыбь€ чешу€, личинки насекомых, куски меха, волосы и зубы человека, семена растений, образцы культурного сло€ дл€ бактериологического анализа. ”же в поле были сделаны выводы о том, что в ћангазее разводили свиней (кстати, это сама€ северна€ в мире точка свиноводства в 17 веке), коров, лошадей, а среди привозимых продуктов были лесные орехи, вишн€, среднеазиатска€ слива.

¬ы€снилось, что пам€тник разрушаетс€ не только по объективным причинам, но имеет место и человеческий фактор. ≈жегодно культурный слой разрушают местные жители с целью Ђкладоискательстваї. јрхеологические раскопки 60-70-х годов разрушили верхний слой, из-за чего нижние слои стали оттаивать и остатки построек и изделий из кости, ткани и кожи стали быстро разлагатьс€.

Ќовые исследовани€ ћангазеи показали, что необходимо начать долговременные масштабные раскопки с использованием различных научных методов. Ќаходки, полученные при раскопках, позвол€т составить коллекции дл€ большинства музеев всей “юменской области. ¬р€д ли найдетс€ еще один пам€тник, содержащий такое количество разнообразных прекрасно сохранившихс€ предметов по русской культуре 17 века. Ќайденные корабельные конструкции позвол€т наиболее достоверно восстановить облик русского коча. —удовые детали и сам восстановленный коч могут стать отличными экспонатами в любом музее ’анты-ћансийского округа, в том числе и в музее ќби. —охранившиес€ венцы срубов также €вл€ютс€ интересным объемным экспонатом, например, дл€ окружного или —ургутского краеведческих музеев.

Ќа самом пам€тнике можно исследовать и реконструировать какой-нибудь объект, например, часть кремл€, посада, мостовой или собор, который бы стал местом дл€ посещени€ гостей области и округов, а также дл€ тех самоде€тельных исследователей, которые ежегодно приезжают с разных концов области и страны с целью побывать на месте легендарной златокип€щей ћангазеи.

ѕроектов по использованию наследи€, св€занного с ћангазеей, может быть несколько, но сегодн€ важно пон€ть, что истори€ освоени€ русскими севера не может рассматриватьс€ и изучатьс€ внутри сегодн€шних административных границ округов и области. Ќевозможно написать историю ’анты-ћансийского округа, историю ямало-Ќенецкого округа, историю юга “юменской области без ћангазеи, ќбдорска, Ѕерезова, —ургута, “обольска, “юмени. —уществуют пам€тники, исследование и использование которых требует участи€ всех трех субъектов “юменской области.   таким относитс€ и ћангазе€.

—егодн€ в попул€ризации краеведени€ ’анты-ћансийского автономного округа наблюдаетс€ €вна€ нехватка материалов по истории и культуре русского населени€ —евера —ибири. —тандартный Ђнаборї практически всех музеев Ч разделы по археологии первобытности и средневековь€, этнографии ханты и манси, современному промышленному освоению кра€. ћежду тем большинство населени€ округа русские, которые слабо себе представл€ют Ђрусскуюї —ибирь. «аполнить этот пробел могут результаты исследований ћангазеи.

2. »Ќƒќ≈¬–ќѕ≈…÷џ ¬ ... —“ќ…Ѕ»ў≈ ѕ”Ќ—»!

≈жегодно археологические работы и раскопки провод€тс€ ÷ентром историко-культурного наследи€ и в Ќефтеюганском районе. ¬ юртах ѕунси близ озера Ѕольшое  аюково открыто самое раннее городище коренных народов. ¬ поселке “ывъега (недалеко от Ћемпино) в результате аварийных раскопок (на этом месте пройдет скругление федеральной дороги) обнаружено жилище одиннадцатого века.

–ассказывают археологи, сотрудники Ќефтеюганского историко-культурного центра Ћада »васько и ќлег  ардаш:

Ч ћного исторических тайн сокрыто в богатых древност€ми недрах —ибири. јрхеологи пока не знают точных ответов на вопросы, когда и кем засел€лась, откуда пришли в —ибирь древние люди?

Ќедавно открытое в Ќефтеюганском районе укрепленное поселение каменного века близ хантыйских юрт  аюковых должно помочь нам ответить на некоторые из этих вопросов.

ќтличительной чертой северных поселений €вл€етс€ исключительное использование дерева дл€ строительства жилых домов, земл€нок и укреплений на прот€жении всей истории, от начала заселени€ кра€. ѕосле разрушени€ дерев€нной постройки через какое-то врем€ от нее ничего не остаетс€, кроме большой €мы (впадины).“акую €му в лесу, пожалуй, было бы невозможно отличить от множества других природных. ≈сли бы не одна особенность «ападно-—ибирской равнины Ч песок. „ерез закрытые дерном супесчаные почвы вода проходит быстро и не успевает размыть микрорельеф местности. ѕоэтому люба€ €ма сохран€ет первоначальные очертани€ в течение нескольких тыс€челетий.

Ёто помогает археологам безошибочно вы€вл€ть древние поселени€ и городища. Ѕолее того, часто еще до раскопок можно довольно точно определить форму и размеры постройки, места входа и расположение очага. »ногда обследование таких руин на поверхности дает больше информации, нежели раскопки, поскольку древесина за долгое врем€ истлевает без следа. “ак же исчезают и многие другие предметы обихода и де€тельности древнего человека, сделанные из бересты и травы, из костей и шкур животных. ќстаютс€ лишь те, что были сделаны из нетленных материалов Ч камн€, обожженной глины, металла. „ем древнее исследуема€ эпоха, тем меньше материальных остатков прошлого.

“рудно представить историю любого народа, а особенно древнего, только лишь на основании хоз€йственно-бытовых зан€тий, реконструируемых обычно по остаткам орудий труда. Ќе менее важно приоткрыть тайну его духовной культуры, его верований и обычаев, представлений о мире и себе...

ƒл€ древних обществ различные знаки-символы имеют колоссальное значение. ¬ них закодирована информаци€, котора€ считалась необходимой дл€ сохранени€ и жизнеобеспечени€ древнего коллектива...

¬ процессе исследовани€ каюковского городища вы€влена оригинальна€ дл€ неолитического населени€ «ападной —ибири символика, котора€ ставит его в р€д неординарных открытий последних лет.

ѕам€тник был вы€влен еще в 1991 году, но долгое врем€ не привлекал особого внимани€, поскольку на поверхности не про€вилось четких очертаний, а было видно лишь смешение множества €м. —ложность формы воспринималась как причудливое сочетание естественного рельефа и руин археологических объектов. ƒл€ атрибуции этого пам€тника не находилось каких-либо аналогий среди множества других хорошо известных на —евере археологических объектов. » только при проведении детального обследовани€ удалось частично приоткрыть завесу тайны замысловатого сооружени€. Ќа поверхности стали €вно различимы несколько впадин, расположенных вокруг самой большой центральной, с которой к тому же все были соединены отдельными коридорами.

–асположенные по кольцу остатки построек (€мы) к тому же оказались опо€саны единым рвом... ѕеред западным входом в городище, снаружи рва, слева и справа от него симметрично расположены остатки двух кострищ.

–аскопанна€ постройка в древности представл€ла собой жилой дом в виде пр€моугольной полуземл€нки размерами 4х5 метров с тамбуром и небольшим коридором, ведущим в центральную постройку. ¬месте с перекрытием стены были засыпаны слоем грунта и заложены дерном.

»з деталей интерьера восстанавливаютс€ относительно ровный пол, иногда близ стен покрытый деревом, и углубленный в пол очаг в центре помещени€.

ƒиаметр всего городища не превышает 30 метров.

ѕо радиоуглеродному методу определен абсолютный возраст пам€тника Ч последн€€ треть V тыс€челети€ до н.э.

”же сейчас можно утверждать, что он представл€л собой укрепленное кольцевое (круглоплановое) поселение, с ориентировкой входов по оси запад-восток.  ольцевую структуру задает, прежде всего, ров, опо€сывающий поселение и образующий внешний круг. ќпределено, что именно с него начиналось строительство городища. «начит, дл€ поселенцев он представл€л особую значимость. ќбычно ров должен защищать от недружелюбного окружени€ Ч зверей или воинственно настроенных чужеродцев. Ќо этот ров неширок и неглубок. ќчевидно, очерченный им круг был предназначен охран€ть жителей от опасностей иного рода Ч злых духов и чужих божеств.

¬нутри внешнего круга находились жилые дома, суд€ по зафиксированным остаткам, их было п€ть. ќни, в свою очередь, также образовывали кольцо вокруг центральной постройки в виде п€тиугольника. √енезис п€тичастных знаков восходит к неолитическим раннеземледельческим культурам. ¬ VII тыс. до н.э. в ћалой јзии впервые по€вилс€ символ п€тиконечной звезды, широко известный также в неолите »рана, ћесопотамии,  рита. —хема планировки каюковского городища близка принципу индоевропейской мандалы, котора€ €вл€етс€ графическим символом устройства ¬селенной. ¬ основе мандалы лежит диск, круг, окружность, в которую вписан какой-либо геометрический многоугольник.   примеру, в поздней буддийской традиции это квадрат, а в центре каюковского круга Ч п€тиугольник.

“акой планировки неолитических пам€тников не было до сих пор известно не только в «ападной —ибири, но и на ”рале. Ќаиболее ранние кольцевые сооружени€ здесь относ€тс€ к эпохе бронзы. Ёто целый р€д поселений ташковской археологической культуры рубежа III-II тыс. до н.э. и древние круглоплановые протогорода јркаим и —инташта первой половины II тыс. до н.э.

ѕланировочна€ организаци€ поселени€ на стойбище  аюковых обнаруживает высокую степень родства с архитектурой ≈вропы и ѕередней јзии...

ќсновыва€сь на известном археологическом материале, трудно св€зать по€вление  аюковского городища с неолитическим населением сибирской тайги или уральских лесов. ∆ители его пришли из более отдаленных мест, и если не из среды древнейших земледельческих (протоиндоевропейских) обществ, то, по крайней мере, из контактных с ними территорий. ќсвоение неизвестной земли наверн€ка сопровождалось трудност€ми и опасност€ми различного характера. Ёто могли быть и чужеродные племена, и неведомые звери, и пугающа€ глушь тайги. —труктура поселени€ как символа-знака не только отражает строительные и мировоззренческие традиции пришельцев. ¬оспроизведение ее было направлено на создание в чужом пространстве привычных признаков, знакомых ориентиров. “радиционное устройство поселка служило и оберегом, и знаком своим богам Ч ведь кроме них и птиц никто не мог увидеть поселение целиком сверху.

¬ пользу южных корней каюковского населени€ есть и другие свидетельства. ¬ частности, есть основани€ предполагать преднамеренное сожжение поселка самими жител€ми. ¬ раскопанном доме пожар началс€ изнутри, но довольно далеко от очага, который вр€д ли был причиной возгорани€. ѕри случайно вспыхнувшем пожаре, скорее всего, сгорела бы одна постройка, ведь все они сверху были покрыты песком, который быстро тушит огонь. — другой стороны, в жилище нет следов паники и беспор€дка, вызванного пожаром, Ч помещение тщательно прибрано. «десь не найдено ни одного целого предмета обихода Ч горшка или оруди€. ¬идимо, у жителей было достаточно времени забрать вещи.

  слову, необычайна€ чистота оставленных жител€ми поселков отмечена —.ј. √ригорьевым дл€ јркаима, —инташты и вообще поселений индоиранского круга. —ожжение поселков после оставлени€ характерно в индоевропейских обществах с развитым культом огн€. ¬озможно, у каюковского населени€ также существовали представлени€, св€занные с почитанием огн€. — этой точки зрени€ легко объ€снить назначение двух кострищ перед западным входом в городище Ч в них нет следов приготовлени€ пищи, скорее, они были ритуальными и использовались дл€ Ђочищени€ї вход€щих.

¬идимо, как составную часть ритуала, св€занного с оставлением поселени€, можно рассматривать и найденные в раскопанном на  аюково жилище два плоских днища от керамических сосудов, на которых нанесены знаки-символы. Ќа одном изображен вписанный в круг крест. Ётот сол€рный символ небесного огн€ географически и хронологически распространен довольно широко, у многих народов в разные времена. ≈сть посуда с такими символами каменного и бронзового веков в «ауралье.

¬.“.  овалева св€зывает ее по€вление в лесной полосе с пришлым населением мигрантов из ѕричерноморско- аспийского региона. ќсобенно интересен знак на втором днище, аналогии которому пока неизвестны в «ападной —ибири и «ауралье. ќн очень специфичен и похож на изображение лабриса (двулезвийного топора) у древних земледельцев ёжной ≈вропы и ѕередней јзии.

Ћабрисовидные изображени€ св€заны с образами черепахи и небесно-солнечного дракона, их можно считать иллюстрацией очень древнего космогонического мифа. Ћ.я. Ўтернберг воспроизводит индоиранский вариант этого мифа в следующем виде: Ђѕосле великого потопа образовалс€ космический океан... .во всю длину океана прот€нулась космическа€ ... .черепаха, душой которой был сам создатель, ее ожививший и одушевивший.  огда же настал момент дл€ сотворени€ земли, создатель вышел из недр черепахи, прин€л свой собственный облик и подн€лс€ ввысь и пустил в нее стрелу, котора€ прошила насквозь. ѕосле этого убитое чудовище погрузилось на дно, образовав подножие земли, и из середины ее выросла мифическа€ гора —умер, содержаща€ все земные богатства... ї.

¬.Ќ. ƒаниленко справедливо св€зывает этот миф также с темой рождени€ и движени€ солнца (дракона), поднимающегос€ из пучины (мирового) океана и заход€щего в него. »сследователи отмечают, что представление о «емле как первозданной тверди зародилось в глубочайшей древности в сознании первобытных земледельцев и скотоводов. Ѕытование лабрисовидных изображений и св€занной с ними мифологической основы ограничено как в пространстве, так и во времени. Ќаиболее ранние найдены на керамике неолитического поселени€ „атал-’ююк в «ападной јнатолии, поздние Ч у южноевропейских землевладельцев неолитической культуры “риполье- укутень.

»так, на основе необычайной дл€ древнего населени€ тайги символики  аюковского городища выдвинута гипотеза, что оно было основано выходцами из индоевропейского мира одной из наиболее ранней, неолитической волны миграций. »х родина могла быть всего лишь окраиной древнеземледельческой ойкумены. ¬идимо, в результате долгих . посто€нных и довольно тесных контактов с сосед€ми были восприн€ты элементы зарождающейс€ индоиранской религии, что невозможно без знани€ €зыка.

ѕоследующие раскопки городища наверн€ка принесут много новых и необычайных открытий, которые помогут историкам заполнить еще одну страницу древнейшей летописи —ибири.

3.—ќ’–јЌ»ћ »—“ќ–»„≈— ќ≈ ƒќ—“ќяЌ»≈!

”крепленное поселение каменного века  аюково-2 находитс€ в Ќефтеюганском районе ’ћјќ, в 55 км к югу от г. ѕыть-ях и в 44 км к юго-востоку-востоку от поселка  уть-ях. ѕоселение расположено на южном краю гривы (песчаной возвышенности, поросшей сосновым лесом и окруженной болотом) в 2, 5 км от озера Ѕольшое  аюково, правобережье верхнего течень€ реки —алым, на юго-западной окраине хантыйских юртов (деревни) ѕунси.

ќ пам€тнике подробно рассказано в книге Ђћатериалы и исследовани€ по истории —еверо-«ападной —ибириї, вышедшей в 2002 году в ≈катеринбурге, в издательстве ”ральского государственного университета.

 огда-то эта территори€ входила в обширный —алымский край...

Ќо прежде о недавнем открытии нефтеюганских археологов, сделанных в районе озера —оровское, что недалеко от пос. —алым. ѕо словам √еорги€ ѕетровича ¬изгалова, ими найдено... мезолитическое жилище (древние люди жили здесь еще в VII-VIII тыс. до н.э.). „тобы уточнить дату, малые образцы угл€, найденные у озера, будут отправлены на радиоуглеродный анализ в Ўвецию (там делают такие анализы даже по крупинкам археологического материала!).

јрхеологическа€ разведка —оровских озер принесла еще несколько интересных открытий: найдено св€тилище эпохи ранее железного века с... бронзовыми идолами. ќтливались идолы на месте из привозного металла (скорее всего Ч уральского). “ак что истори€ —алымского кра€ простираетс€ от мезолита до наших дней!...

¬ 1911 году “обольский губернский музей организовал научную экспедицию в —алымский край с целью изучени€ растительности, животного мира и населени€ по реке Ѕольшой —алым, притоку ќби.(Ќыне это территори€ Ќефтеюганского района). Ёкспедици€ предоставила в распор€жение исследователей “обольского —евера не только ценную этнографическую коллекцию, иные научные материалы, записи, но и уникальную серию фотографий, запечатлевших многие стороны жизни коренного населени€.

”частники экспедиции Ч научный сотрудник “обольского музе€ Ћ.–. Ўульц, студент-естественник Ѕ.Ќ. √ородков (известный впоследствии ученый-геоботаник, тундровед, исследователь —ибири и јрктики), художник √.». Ћебедев Ч прошли водным путем по ќби, —алымской протоке и Ѕольшому —алыму, фиксиру€ на фотографические пластинки живописные пейзажи, наиболее интересные этнографические сюжеты.

—алымские ханты расселились на территории кра€ раньше всех остальных этнических групп. Ќа их культуре рано сказалось русское вли€ние. ”же в начале ’’ века в значительной степени были утрачены многие специфические черты национальной культуры, €зык. ¬ —алымских юртах Ч небольших поселках, равномерно расположенных на всем прот€жении реки, -разводили лошадей, коров, овец, строили Ђрусскиеї избы. –ыболовство было развито в большей степени, чем охота, носило товарный характер. ¬месте с тем черты самобытного хоз€йственного уклада, традиционной религиозной, социальной организации коренных жителей —алымского кра€ €вственно проступают на старинных фотографи€х.

—ейчас, через 91 год по прошествии —алымской Ђэкскурсииї (именно так именовалось путешествие в отчетах экспедиции), давние фотографии стали не только бесценным пам€тником почти исчезнувшей ныне традиционной культуры салымской группы хантов, но и свидетельством безупречного служени€ своей профессии ученых-исследователей “обольского —евера начала прошлого столети€.

ѕредставл€емые читател€м фотографии вз€ты из фондов “обольского государственного историко-архитектурного музе€-заповедника. јвтор текста Ч ».ё. ћартемь€нова, она же составитель комплекта открыток ЂЁкскурси€ в —алымский крайї, отпечатанных в декабре 2001 года в Ќефтеюганской типографии по инициативе ÷ентра историко-культурного наследи€ (директор √.ѕ. ¬изгалов).

¬ свое врем€, когда только был создан этот ÷ентр (аналогов ему нет ни в одном другом городе ’ћјќ), местные власти обещали построить в Ќефтеюганске новый современный музей, где можно было бы разместить обширные археологические коллекции, материалы экспедиций и научных исследований ученых-археологов. Ќо все это осталось на уровне благих пожеланий!

Ѕолее того, ни один из ценных археологических пам€тников на территории Ќефтеюганского района официально не охран€ем! ¬се проекты по организации природно-заповедных и историко-культурных территорий оказались под сукном у чиновников. Ќе уготована ли им участь Ѕарсовой горы в —ургуте, где из 4 тыс€ч археологических объектов в сохранности ныне оказалось лишь 1, 5 тыс€чи. ќстальные безвозвратно утер€ны!

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019